Домой - Разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.


Художник Иван Айвазовский и Романтизм

Портрет И.К. Айвазовского

Однако сказать, что романтизм Айвазовского освободился от изобразительных условностей, встречающихся в классицизме, нельзя. Условности стали другими, но они сохранили себя как метод творчества. Прежде всего, следует назвать принцип эффекта, который явно усиливается в картине, в связи с чем цвет интенсифицируется, перерастая подчас в декоративную яркость. Краски, без сомнения, ярче натуральных. Цвет "обставляется" дополнительными топами, отчего он кажется форсированным по отношению к натуральному.
Особенно отчетливо этот принцип заметен в романтизме "второго поколения" - в творчестве Архипа Куинджи (Эльбрус при лунном освещении, Дарьяльское ущелье, Лунная ночь на Днепре, Вечер на Украине). Иначе говоря, у романтического изображения не было расхождения с природным цветом. Было некое преображение натуры с целью создания эффектного образа, способного произвести запоминающееся впечатление. Врубель биография демона, биография и галерея картин выдающегося русского художника Михаила Врубеля. Однако четко разработанного регламента изображения, принятого классицизмом как обязательная норма, романтизм не придерживался. Эта вольность все более сближала его с реалистическим письмом, и если бы не особая романтическая взволнованность или томление духа, если бы не возвышенный пафос образов, то романтизм постепенно слился бы с реализмом, что, собственно, и происходило на рубеже двух веков. В то же время своего рода сохраненную остаточную нормативность романтизма подметили его современники. Одоевский обратил внимание на классицистическую пристрастность романтизма: "Наши романтики, думая, что они освободились от цепей классицизма, не придерживаясь его правил, не освободились от привычки к предшествующим расчетам". Одоевский сформулировал сущность творчества романтика: "Пораженный сильным впечатлением должен писать тотчас, немедля, и из его земной мысли разовьются новые явления, для него самого неожиданные, проявившиеся в индивидуальности его духа". Классицизм связан был как бы с типовым явлением. Романтизм - с исключительным, к тому же сильно индивидуализированным. Регламент порождал типизацию.
Индивидуализация разрушала ее. Но все же, как классицизм, так и романтизм породили свою типологию, свой облик, свой пафос. Пафос отдалял от реальности, подталкивал к вымыслу, устанавливая, с одной стороны, своеобразный канон, с другой - норму свободного воображения, с которыми работали как классицист, так и романтик. Каноничность - свойство многих не реалистических направлений. В некоторые времена каноны классицизма и романтизма как бы смыкались, становились неразличимыми, как, впрочем, и сами художественные направления. Такие сближения происходили в творчестве даже одного мастера. К примеру, в XVII веке в творчестве Клода Лоррена. Одни его произведения - явно классицистического типа {Времена года), другие, как высветленное лучезарным солнцем - Утро в гавани, - явно романтического толка. Кажется, что у двух типов искусства одна природа, один генотип, который был ощутим еще в XVII веке. Утро в гавани исполнено романтического томления, но это вымысел. Равно вымысел торжествует в картинах Никола Пуссена Лето или Пейзаж с Полифемам и Кактусом. В основе образа покоится некий миф о прекрасной стране, о своего рода золотом веке минувших культур. Лоррен тоже творит миф. Его Утро в гавани - мечта о прекрасном, выдаваемая за некую реальность.


Список использованной литературы:

  1. Виталий Манин. История русского пейзажа, Москва, 2002 год.
  2. Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
  3. Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
  4. И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство "Айастан", Ереван, 1967 год.

К началу страницы

Дизайн: Кусков Александр, обновление от 24.10.2005

Хостинг от uCoz