Домой - Разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.


Художник Иван Айвазовский и Романтизм

Портрет И.К. Айвазовского

Одна из известнейших его работ - Девятый вал (1850) – исключительна по мастерству и красоте исполнения морской стихии. Тяжелые, всесокрушающие волны носят на своей поверхности людей с погибающего корабля, подобно легким щепкам. Светящаяся на просвет грозовых всполохов вода переливается всеми цветами радуги, брызги светятся, могучие волны тяжело перекатываются через погибающих людей, грозные скалы сулят гибель. Кажущийся перебор чувств в действительности соответствовал трагической ситуации. Такого реализма, проявившегося в картинах Девятый вал. Буря (1851), Буря умыса Айя (1875), Радуга (1873) и других никто в его время в изображении морских стихий достичь не мог. Драматические, гибельные следствия разгула природной стихии показаны с чрезвычайной убедительностью. Художник Суриков, биография и галерея картин русского художника Василия Сурикова. Сам образ морской стихии как бы обобщал драматическую историю борьбы людей с природными силами. Иными словами, в картинах Айвазовского заключено иносказание, переданное через реальность данной ситуации.
После окончания Академии художеств Айвазовский был прикомандирован к штату Черноморского флота в качестве летописца его деяний, Эта служба дала ему знание о море, позволила увидеть приморские города, в том числе и зарубежные. Но у Айвазовского было служебное поручение: воссоздать победоносные сражения русского флота. Чесменский бой (1848) - одна из картин этого цикла. Все в ней горит огнем, корабли воспламеняются красным пламенем, сшибаются фрегаты, стреляют орудия. Картина порождает физическое ощущение катастрофы, подобное той, которая разразилась в Последнем дне Помпеи. Колорит картины такой же - красно-черный, траурный. Возможно, полотно Брюллова повлияло на Айвазовского. Только нет у последнего гуманистической идеи, не видно людей в этой великой битве. Корабли плывут черными призраками на фоне оранжевого зарева битвы. Рассмотрена ситуация, но не сущность боя, передан триумф победы. Руководящая идея Айвазовского - это поиск красоты. Независимо оттого, какую она имела окраску, драматическую или лирическую, она неизменно несла поэзию, которая насыщала возвышенную картину земного мира, созданную талантом художника.
Романтизм, также, впрочем, как академизм, очень умело режиссировал интригу света, световых потоков, вызывающих игру света и тени. Пронизанная светом вода высвечивалась множеством цветовых оттенков, создавая убедительное ощущение глубины морской стихии.
Светом строилась композиция картины. Художник Николай Ге, а также галерея лучших картин русского художника Николая Ге. При этом компоновка предметов не всегда была необходима художнику. Светом он выхватывал смысловой узел полотна и обыгрывал его тоновыми модуляциями. В одном случае устанавливалась цветовая гармония. В другом - светотеневая интрига, приводившая поверхность холста в возбуждение. При этом сама композиция обуславливалась световыми потоками, направленными по диагонали, и смещалась в сторону. Цветовое беспокойство или светотеневая динамичность перемежались с эмоциональной уравновешенностью цвета или света. Эта пластическая традиция прочно укоренилась в пейзаже, твердо обозначая источник света и отказываясь от классицистического произвола, когда по желанию автора свет мог излучаться из нескольких источников.
Романтизм пользовался некоторым вымыслом, для чего преображал природные формы, наделяя их повышенной эмоциональностью. Однако стремление к возвышению образа встречается и в классицизме, почему классицизм можно назвать колыбелью последующих художественных концепций, развивавших какую-либо из его предпосылок.


Список использованной литературы:

  1. Виталий Манин. История русского пейзажа, Москва, 2002 год.
  2. Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
  3. Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
  4. И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство "Айастан", Ереван, 1967 год.

К началу страницы

Дизайн: Кусков Александр, обновление от 24.10.2005

Хостинг от uCoz