Домой - Разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.


Художник Иван Айвазовский и Романтизм

Портрет И.К. Айвазовского

Иван Айвазовский был учеником Максима Воробьева, руководившего пейзажным классом в Академии. Среди его учеников были Михаил Лебедев, Лев Лагорио, Алексей Боголюбов, братья Григорий и Никанор Чернецовы. Все ученики наследовали одну из сторон его творчества - романтический пафос с лирическим оттенком.
Романтическое мышление в русском искусстве XIX века прошло как бы две фазы. Первая связана с именем Карла Брюллова, в творчестве которого романтизм достиг апогея в исторической живописи. Что касается пейзажа, то романтизм ярко проявил себя в работах другого мастера - Ивана Константиновича Айвазовского (1817- 1900), где oн постоянно находил себя в двух ясно очерченных отношениях к миру. Художник Саврасов - Грачи прилетели, биография и галерея картин-пейзажей русского художника Алексея Саврасова. Одно - томительное миросозерцание, спокойное, медлительное упоение природой. Оно проявилось преимущественно в раннем творчестве художника. Другое - страстное борение стихий неба и земли, бури и крушения, мощь природы, угнетающая человеческую сущность. Такое разведение по полюсам мировоззренческих концепций характерно для всего романтического искусства, а не только для творчества Айвазовского.
Художник писал преимущественно море. Он жил в Феодосии и с раннего детства получил возможность наблюдать морскую стихию. Его искусство эмоционально. Обычные человеческие восприятия он доводил до предельного напряжения. Страстность, вообще, кажется постоянной величиной романтического мышления. Но также возвышенность и приподнятость мировосприятия. Айвазовский избирал необычные явления природы и, несколько обостряя цветовые отношения, добивался красочного пейзажа. Побережье Амальфи (1844), Берег моря. Штиль (1843) полны солнца, растворенного в утреннем тумане. Очертания стерты, пейзаж и его состояние передаются разлившимся цветом. Ощущение безмолвия, неподвижности воздуха, томительное лицезрение замершего моря - характерные черты пейзажа художника. Особое значение приобретает цвет, который определяет эмоциональный смысл пейзажа. Девочка с персиками - картина русского художника Валентина Серова. В картинах Вид Константинополя при лунном освещении (1846), Вид Леандровой башни в Константинополе (1848), Лунная ночь (1849) художник прибег к излюбленной романтиками теме лунной ночи, вызывающей созерцательные настроения. Темные силуэты башен и мечетей на фоне бездонного лунного неба создают таинственное впечатление ночной жизни. Айвазовскому удавались виды с лунными дорожками на море и сказочными силуэтами гор, отороченных бледным серебрящимся светом луны. Картинный мир вымысла, прототип которого достаточно реален, устанавливал невидимую границу между мечтой и реальностью. Романтическая картина мира, нередко похожая на декорацию, уносила в высоты сладких грез, уводя созданный мираж от прозы жизни.
Вторая половина творчества Айвазовского, связанная с бурями, крушениями, борьбой водных стихий с небом и земной твердью, сделала художника знаменитым, неподражаемым, искусным мастером. Никто правдивей и совершенней его не писал морские волны. Подобно гроссмейстеру, играющему вслепую, он создавал живописные полотна по памяти, не обращаясь к этюдам. Такие сеансы вызывали восторг поклонников: Айвазовский обладал феноменальной зрительной памятью.


Список использованной литературы:

  1. Виталий Манин. История русского пейзажа, Москва, 2002 год.
  2. Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
  3. Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
  4. И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство "Айастан", Ереван, 1967 год.

К началу страницы

Дизайн: Кусков Александр, обновление от 24.10.2005

Хостинг от uCoz