Домой - Разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.


Художник Иван Айвазовский и Романтизм

Портрет И.К. Айвазовского

Он не акцентирован и подчинен идее героического пафоса в созерцании величественного Божьего Мира. По сути дела, темой становится философствование о мироздании. При этом деяния человека и он сам интерпретируются как совокупный с природой элемент Божьего дара. Такова трактовка былых культур, разрушенных временем (Колизей) или не тронутых им (вилла д'Эсте). Оперируя крупными категориями (времени, пространства, мироздания и т. п.), классицизм как бы обязан говорить патетическим голосом, не впуская в круг своих интересов мелкотемье. Поэтому речь его становится не только замедленно-торжественной, лишенной экспрессии, но и как бы "условленной". Художник Верещагин биография а также галерея картин русского художника Василия Верещагина. Исходя из такого понимания задач, классицизм разработал четкую систему нормативов, служащих закреплению философской поэтики в патетическом слоге. Отступление от норматива приводило к нарушению цельности художественной системы и, следовательно, к ее распаду.
Классицизм прожил в Европе два века. Этого стало достаточно, чтобы выговориться на "заданную тему". Другое время потребовало удовлетворения других интересов. Появились романтизм и реализм, существовавшие как бы параллельно, не задевая друг друга, но с явным преобладанием романтического взгляда на мир в первой половине XIX века.
Но это не означало, будто проблематика классицизма была исчерпана. В той или иной форме, преобразование или мимикрируя под ведущие художественные методологии, она возникала и впоследствии, как в родственных, так и в противоположных направлениях. В этом, кстати, кроется путаница определений художественных направлений конца XIX - начала XX века.

Современники классицизма и романтизма, имевшие возможность по "живому следу" прочертить различия и найти общность двух методологий, весьма точно улавливали их сущностные черты. Владимир Одоевский отмечал присущее классицизму подражание известным образцам искусства, а не только природе: "... классические теоретики нечувствительно дошли до мысли о том, что не только должно подражать природе, но даже образам произведений (grand modelis), упуская из виду, что произведения искусства есть свободное независимое создание". Одоевский, по сути дела, отметил ретроспективную природу образов искусства. Так было в Возрождении и классицизме, так позднее продолжалось у прерафаэлитов, мирискусников и романтиков начала XX века. Со временем нити этой зависимости усложнились и запутались, но принцип подражания искусству удерживался прочно.
В путанице понятий можно разобраться, уяснив, что представлял собой романтизм. Первое, что бросается в глаза, - это сужение сферы интереса. Мирозданческая проблематика классицизма обменивается на духовные волнения времени, философия - на эмоции, даже страсти, на чувствование мира. Историческое время отходит, на смену ему приходит время настоящее, облекаясь в форму стихии: воды и ветра, земных хлябей и небесных волнений. Особенно наглядно это обнаруживается в произведениях Ивана Айвазовского - Девятый вал, Буря, Кораблекрушение и других. Статика классицизма преобразуется в динамику романтизма. Однако классицизм как бы задерживается в романтизме в виде созерцательного настроения (Георгиевский монастырь, Лунная ночь побережья Айвазовского). Созерцание лунного неба, восходов и закатов, медлительного течения вод или покоя словно снижает космологическую философию романтизма до уровня человеческой жизни, ее волнения и переживания. Внимание поворачивается от мира, сто к внутреннему миру человека, его духовному состоянию, его раздумчивому обозрению эффектов природы, вызывающих поэтическое волнение души. Регламентация классицизма отбрасывается в сторону ради вольного отображения земных стихий и созерцания неба. Романтизм становится более "натурным", "реалистичным". Изображение, лишившись условностей, согласуется с природными измерениями. Природа и искусство словно заговорили на одном языке. Природный эффект служит своего рода ключом к созданию острого психологического образа. В этом плане романтизм закладывает базу для реалистического пейзажа настроения.


Список использованной литературы:

  1. Виталий Манин. История русского пейзажа, Москва, 2002 год.
  2. Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
  3. Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
  4. И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство "Айастан", Ереван, 1967 год.

К началу страницы

Дизайн: Кусков Александр, обновление от 24.10.2005

Хостинг от uCoz