Домой - Разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.


Художник Иван Айвазовский и Романтизм

Портрет И.К. Айвазовского

Тема просветления благодатью не нова. Она видна в Явлении Христа народу Александра Иванова, а в творчестве Айвазовского и Венецианова получила ренессансную чистоту. Образы Венецианова бесхитростны и обладают прозрачностью незамутненного источника. Тема благодати пролегла через все русское искусство ХIХ века. Она составила мощный поток, который не способна была поколебать не менее энергичная критическая тенденция искусства второй половины XIX века.
Присутствующая в картине тайна, некая зачарованность, казалось бы, относятся к романтической образности. Айвазовский и Сорока тяготеют в приведенных работах к романтическому, идиллическому мировосприятию, что не одно и то же, но достаточно близко. Стилистика произведений художников также сближена. Главным образом это форсированный цвет, придающий изображению оттенок необычности, неординарности. Это какой-то особый настой воздуха, как у Айвазовского, или кажущееся его отсутствие в произведениях Сороки.
Принадлежность мотива зачарованности к романтизму опровергается, как только мы коснемся реалистических произведений второй половины XIX века. Великие и знаменитые художники мира, галереи великих мастеров мировой живописи. К примеру, в работе Михаила Клодта - На пашне - и других можно увидеть такую же, как у Сороки, чистоту горизонта, звенящую предвечернюю тишину, далеко разносящую людские голоса, будто остановилось время и началось общение с Богом, как в Анжелюсе Милле. Есть какое-то превышение чувств в этом торжественном спокойствии природы. Двум разным художественным направлениям - реализму и романтизму - не чуждо соприкосновение. И тогда, подобно двум акварельным краскам, проложенным по мокрой бумаге, они взаимопроникают друг в друга. Для мотива благодати не важны художественные принципы. Кажется, он размывает их границы и выступает самостоятельной живописной силой, способной подчинить своей воле любую художественную систему. В 1860-1870 годы было создано немало произведений, давно забытых или еще вспоминаемых, в которых молчание явилось лейтмотивом образного решения картины. Это работы Валериана Каменева, Владимира Орловского, Александра Гине, Павла Джогина и других. В них проявляется особое качество мотива, понимаемого не как сюжет, а в виде эмоционально-сущностного состояния, прорывающего пелену обыденности. Говоря обо всех мотивациях загадочного состояния мира и человеческой души в разновременных произведениях русских художников, мы снова подходим к вопросу о понятии мотива. Понимание его как эмоциональной интерпретации сюжета оказывается недостаточным. В приведенных случаях правомочен другой вариант. Он более устойчив, чем прежний, ибо исходит не столько от эмоционального состояния художника, сколько от мирочувствования, от некоей таинственной заданности мироздания, находящей адекватный отзвук в душе художника. Здесь нет никакой личной интерпретации. Здесь - переосмысление понятия мирового духа в духовную энергию живописного произведения. Если говорить о некоем таинственном духовном волнении как о предмете воплощения, то это состояние можно с большим основанием отнести к мотиву, хотя условность любой классификации не позволяет с точностью принимать какое-либо определение.


Список использованной литературы:

  1. Виталий Манин. История русского пейзажа, Москва, 2002 год.
  2. Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
  3. Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
  4. И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство "Айастан", Ереван, 1967 год.

К началу страницы

Дизайн: Кусков Александр, обновление от 24.10.2005

Хостинг от uCoz